Анализ стихотворения «Дума. «Дума», анализ стихотворения Лермонтова

ХIХ век, а точнее его первая половина славится появлением огромного количество литературных творений, которые были созданы великими мастерами и поэтами.

Именно в это время на арену славы выходят стихотворения и произведения таких известных авторов, как Лермонтов, Пушкин, Гоголь. Сколько же интересного мы узнаем из их произведений, сколько в них жизни и реальности.

Одной из таких работ является «Дума», написанная М.Ю. Лермонтовым. Его кумиром и учителем был всеми любимый Пушкин. Но, как не странно, Лермонтов не стал подражать ему. Он не использовал тех радостных, красочных приемов, которыми апеллировал Пушкин.

В стихотворениях Лермонтова мы можем проследить некую отчаянность, разочарование во всем окружающем, ненужность чувств, а точнее их невостребованность.

Все это связано не только с тонким, особенным, своеобразным внутренним миром поэта. Тогдашняя обстановка в обществе, в стране, после разгрома декабристов, привела ко всему этому. В то время запрещенным стало практически все. Поэтому, Лермонтов и впал в такие унылые раздумья. На их основе и была создана великая «Дума».

Главная идея стихотворения пытается раскрыть жизнь того общества, которое утратило всякую духовность и внутренние человеческие качества. Мир поглотило безразличие. Об этом нам говорят вот такие сроки:

«Печально я гляжу на наше поколение!
Его грядущее – иль пусто, иль темно».

Мы видим, что обращение автора идет именно к молодым поколениям, которые совершенно не задумываются над своим будущим. Что же их тогда может ожидать впереди? Поэта просто задевает чувство равнодушия. Оно заполонило все пространство. Люди, соседи, сверстники поэта не различают ни плохое, ни хорошее:

«К добру и злу постыдно равнодушны
В начале поприща мы вянем без борьбы
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию – презренные рабы».

Великий автор просто ошеломлен той бесполезностью, которая исходит от окружающих. Они ничего не создают, после них не останется ни следа. Наши последователи не смогут воспользоваться ничем полезным после такой бездеятельности. А как же несамостоятельно нынешнее общество, насколько все наиграно и придумано – и действия, и эмоции:

«И ненавидим мы, и любим мы случайно
Ничем ни жертвуя ни злобе, ни любви, …»

Если провести аналогию и сделать анализ главного героя романа «Герой нашего времени», то мы увидим все–то, о чем написано выше.

Печорин – основной персонаж сюжета – умен, силен, наблюдателен. Но, внутри он пуст, он не может использовать свои эмоции и чувства. Его душа опорожнена. Вот о чем пишет Лермонтов, вот что он хочет донести до каждого из нас. Эту же идею мы улавливаем, изучая и «Думу». Молодежь 30-х годов проживает жизнь бесследно:

«Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа, …»

В данном творении автора, особый оттенок словам и выражениям придают специальные эпитеты, которые наполняют глубоким смыслом строки четверостиший. Примером являются такие фразы: «наукою бесплодной», «насмешкой горькою», «презренные рабы». Для повышения эмоционального влияния на читателей, Лермонтов использует слова «высокого значения»: «прах», «грядущее», «поприща».

Все эти приемы позволяют создателю действительно произвести впечатление на окружающих, донести ту идею, которая так бурлит в нем, открыть глаза на происходящее. Именно его деятельность позволила оставить в нашей памяти 30–е годы. Именно его работы стали памятными и значимыми для последующих поколений.

Чтобы понять смысл, который до нас хотел донести автор, нужно представить обстановку, сложившуюся в обществе того времени.

Стихотворение «Дума» было написано в 1838 году. В это время М. Ю. Лермонтов проходил службу на Кавказе. Он достаточно близко общался с одним из декабристов, и его поразил тот стержень, та воля, которая присуща людям, затеявшим государственный переворот. Это шло достаточно в яркий контраст с тем, с какими людьми М.Ю. Лермонтов общался до этого. Именно та разница, которая складывалась между поколением декабристов и его поколением, и анализ таких противоречий и натолкнул поэта на написание «Думы».

Существует две основные точки зрения на жанр стихотворения. Здесь присутствуют элементы элегии и сатиры . Однако невозможно выделить что-то одно, поскольку стихотворение, являясь одним целым, все-таки можно условно разделить на несколько частей. М. Ю. Лермонтов начинает стихотворение ярко, используя ораторские приемы. Затем автор переходит на более спокойный тон романтичной, спокойной грусти. Автор мастерски переплетает эти части, используя контрастные понятия «ненавидим – любим», «холод – огонь». Именно поэтому кто-то определяет жанр как элегию, кто-то – как сатиру, а некоторые считают, что стихотворение и вовсе не помещается в рамки одного жанра.

Лирический герой стихотворения – уставший человек, хоть и окруженный людьми, но очень одинокий. В этом стихотворении он не пытается бороться со стеной непонимания, он предпочитает пережить все это в себе. Герой не говорит о смерти физической, его больше беспокоит смерть чувств, смерть эмоций - духовная смерть. И он, описывая это поколение, покорное и ненастоящее, причисляет себя к нему. Таким образом, герой хоть и отделяет себя от соотечественников, но все же говорит «мы» , «нас» .

По своей логической структуре стихотворение отличается ослабленной связью между строфами. Связь между ними сохраняется только единством темы и настроением стихотворения. Настроение поддерживается, в первую очередь, благодаря постоянному использованию в стихотворении метафор («жизнь-путь» , «старость души» ) и сравнений («старость» – не столько физическая, сколько духовная; «ровный путь без цели» – обособленность ото всех переживаний и эмоций). Очень много встречается эпитетов («голос благородный» , «рабы презренные» , «насмешкой горькою» ). Присутствует и гипербола («богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов» ).

Структурно «Дума» разделена на строфы 16/8/12/8. В первой строфе поэт освещает те проблемы своего поколения, которые ему открылись. Во второй он, обращаясь к прошлым событиям, ищет решение проблем. В третьей он касается своей жизни, осуждая свое поколение, но все же относя себя к нему. И, наконец, в четвертой части он пытается взглянуть на свое поколение глазами потомков. На протяжении всего стихотворения поэт использует глаголы, стоящие в разном времени.

Кроме того, поэт пользуется разнородными рифмами , подчеркивая созвучность разных частей речи между собой. Это также добавляет стихотворению некоторой сумбурности, эмоциональности.

В центр автор ставит проблему безысходности, порожденную бездействием поколения. Подчеркивает он данную проблему, используя кольцевую композицию текста, начиная с безысходности и к ней же возвращаясь в конце.

  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
  • «Парус», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Тучи», анализ стихотворения Лермонтова

Дума _ распространённая поэтическая форма в литературе XIX века. Этот жанр широко использовали поэты-декабристы, особенно популярны были «Думы» К. Ф. Рылеева. Однако вокруг жанра «Думы» М. Ю. Лермонтова сразу же разгорелись жаркие споры. Выдающиеся литературные критики давали произведению самые разноречивые оценки: В. Г. Белинский утверждал, что «Дума» есть сатира», С. П. Шевырёв писал, что стихотворение Лермонтова — «ужасная эпитафия молодому поколению».

Перед нами не традиционная элегия, а некое смешение стилистических пластов: кроме печального рассуждения, в стихотворении звучит и гневное обличение, и язвительные насмешки, и страстный призыв к молодому поколению, В «Думе» есть сатира, как и в стихотворении «Смерть Поэта». Только сатира здесь направлена не на великосветское общество, а на основную массу дворянской интеллигенции 1830-х годов.
Можно сказать, что стихотворение «Дума» — это
гражданский суд Лермонтова над своим поколением.
И это не взгляд со стороны, а откровение человека,
принадлежащего к тому же поколению. Гражданская
тема для поэта глубоко личная, выстраданная.
Лермонтов не отделяет себя от своих соотечественни-
ков — он употребляет местоимение мы.
В стихотворении раскрывается трагедия людей, об-
речённых состариться «в бездействии» «под бременем
поананья и сомненья » Лермонтов видит причину
этой трагедии в общественной обстановке в России
после восстания декабристов, когда наступила эпоха
безверия и бесцельного существования, когда люди
таили даже от близких и друзей « надежды лучшие и
Голос благородный». Это время, когда молодые люди

разуверились в идеалах, в которые верили их отцы,
они «богаты ошибками отцов».
Поэт обвиняет своих современников в постыдном
равнодушии к добру и злу, в трусости и раболе-
пии перед властью, в неспособности испытывать
радость жизни и чувствовать красоту искусства.
Общественная пассивность людей 1830-х годов свя-
зана с их позорным малодушием:
к добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию — презренные рабы.
Мысль о бездействии поколения многократно
варьируется. Стихотворение приобретает не только
скорбный, но и едко-иронический тон. Передавая
пустоту бесцельного существования, поэт использует
двойное сравнение:
и жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на прааднике чужом.
Образы «ровный путь» и «чужой праздник» кон-
кретны, эмоциональны и вызывают у читателя чув-
ство грусти и сожаления.
Автор употребляет так называемую философскую
и гражданскую лексику, слова: познание, сомненья,
власть, судья, гражданин, грядущее, поприще. Но
стихотворение звучит очень эмоционально, потому
что написано в романтической традиции и насыщено
выразительными метафорами (иссушили ум наукою
96

бесплодной; чаша наслажденья; царствует холод;
огонь кипит в крови) и эпитетами (плодовитая
мысль; восторг сладостный).
Выразительный эффект достигается употреблением
антонимов — слов с противоположным значением:
ненавидим — любим; холод — огонь. Поэт часто ис-
пользует слова и выражения в переносном смысле.
Например, состариться означает не только физи-
ческую, но и духовную старость, а ровный путь
без цели — это равнодушие и апатия, отсутствие
жизненных тревог.
Гипербола «Богаты мы, едва из колыбели» харак-
теризует раннее наступление зрелости поколения,
«разбуженного выстрелами на Сенатской площади»
(А. Герцен). Эта мысль о ранней зрелости поколения
получает в четвертой строфе образное воплощение в
сравнении-метафоре: « тощий плод».
Поэт высказывает беспощадную правду не о чём-то
постороннем и чуждом, а о том, что ему дорого и кров-
но близко. Это делает произведение трагическим.
Передовые люди 1830-1840-х годов увидели в
«Думе» выражение собственных мыслей и чувств и
нередко цитировали лермонтовекие строки в своих
письмах и дневниках. «Эти стихи писаны кровью;
они вышли из глубины оскорбленного духа, — пи-
сал Белинский, — это вопль, это стон человека, для
которого отсутствие внутренней жизни есть зло,
в тысячу раз ужаснейшее физической смерти! .. И
кто же из людей нового поколения не найдет в нём
разгадки собственного уныния, душевной апатии,
пустоты внутренней и не откликнется на него своим
воплем, своим стоном?.»

«Дума» Лермонтова была написана в 1838 году, в то время когда писатель возвратился из ссылки. Стихотворение написано в поэтической форме, широко используемой в то время поэтами-декабристами. По жанру произведение, так же как и «Смерть поэта», принадлежит к элегии-сатире. Михаил Юрьевич в «Думе» упрекает свое поколение в малодушии, бездействии и равнодушии. Молодые люди осуждают ошибки поколения «отцов», но сами не делают ничего, отказываясь от борьбы и не принимая участия в общественной жизни.

Главная тема стихотворения

«Дума» Лермонтова свою сатиру направляет не на придворное общество, на которое раньше был зол поэт, а на всю дворянскую интеллигенцию 30-х годов XIX века. Писатель дает характеристику всему поколению, к которому принадлежит сам, не зря он использует местоимение «мы». Михаил Юрьевич и себя упрекает в бездействии, приравнивает к беспомощным и жалким людям, ничего не сделавшим для потомков. Поколение 1810-1820-х годов было совершенно другим, из него выросли свободолюбивые декабристы, пусть они ошиблись и жестоко за это поплатились, но они хотя бы попытались изменить страну к лучшему.

Поэт искренне сожалеет, что не родился на несколько десятилетий раньше, ведь его современники скучны и бесполезны для общества. Они не интересуются искусством или поэзией, не разговаривают о добре и зле, всеми силами пытаются сохранять нейтралитет и не провоцировать гнев власти, отошли от общественной жизни, заняв себя «бесплодной наукой», а ведь совершенно не этого хотел Лермонтов. «Дума», тема которой раскрывает характер всего поколения 1830-х годов, посвящена общественному поведению человека, она является криком измученной души поэта.

Созерцание прошлого, настоящего и будущего

«Дума» Лермонтова ясно показывает, как писатель относится к поколению «отцов», современникам и потомкам. Михаил Юрьевич восхищается смелостью и отвагой декабристов, пусть они ошиблись, но их героические подвиги оставили свой след в истории страны, всколыхнули общественность, положили начало народному протесту против тирании власть имущих. В то же время современники Лермонтова ни в чем не ошибаются, но они ничего и не делают. Душа поэта рвется в бой, он желает что-то изменить, выразить свой протест, но не видит единомышленников, а в одиночку бороться бессмысленно. «Дума» Лермонтова является сожалением о бездарно прожитом времени.

Гражданский суд над современниками

Чтобы сделать стихотворение более ярким и доступнее выразить свою мысль, автор использовал обнажающие эмоции эпитеты, меткие метафоры, слова в переносном значении. Каждое четверостишие является законченной мыслью. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Дума» осуждает интеллигенцию 1830-х годов, живущую «поздним умом отцов». Декабристы обожглись и были жестоко наказаны за непослушание, следующее поколение признало борьбу бесполезной и примирилось с порядком вещей. У образованных людей нет твердых убеждений, целей, принципов, привязанностей, они идут ровной дорогой, но вот смысла в этом нет. Лермонтов очень огорчен этим и упрекает себя в бессилии и бесполезности.

Тридцатые годы 19 века - время решения сложных социальных и философских проблем, время глубоких раздумий над смыслом жизни, над местом человека в мире и обществе. Поэзия Лермонтова стала художественным отражением этих раздумий.
Название "Дума" знаменательно. Слово ассоциируется с "Думами" Рылеева. Но это скорее связь по контрасту. "Думы" Рылеева были посвящены выдающимся людям, их героическим делам. В "Думе" Лермонтова, написанной в 1838 году, - рассказ о жалкой участи их потомков.
Как же оценивает Лермонтов людей своего поколения? О начале их пути сказано так:
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом…
Настоящее рисуется при помощи следующей картины:
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришелец осиротелый,
И час их красоты - его паденья час!
А будущее таково:
… Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши (проверить слово!) ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
Жизненный путь этих людей - "ровный путь без цели". Но беда это, исторически обусловленная, или вина не вовремя родившегося поколения?
В "Думе" Лермонтов выступает как строгий Судья. Прежде всего он обвиняет мыслящих современников в бездействии, в пассивности, в том, что они "вянут без борьбы", не пытаются изменить свою судьбу. Духовный мир рисуется при помощи контрастных сопоставлений: "к добру и злу постыдно равнодушны"; "и ненавидим мы, и любим мы случайно"; "ни злобе, ни любви" - "ничем не жертвуя". Лермонтов показывает духовную смерть поколения. Читатель постепенно входит в мир "обесцененных ценностей"; "богатство ошибками" - не богатство, а бедность; бесполезный клад - не клад; чужой праздник - не праздник; бесполезные науки - не науки; томительная жизнь - не жизнь.
Оценка Лермонтовым своих современников сурова, но она продиктована его общественными взглядами. Для него, который еще юношей заявлял: "Так жизнь скучна, когда боренья нет", особенно неприемлемо безучастное отношение к царящему в жизни злу.
В стихотворении раскрываются сложные связи поэта с его поколением. В самом начале Лермонтов говорит: "Печально я гляжу на наше поколенье…". Так можно сказать, смотря со стороны, извне. Но в дальнейшем он объединяет себя со своими современниками: "Богаты мы…"; "…мы вянем без борьбы…". Эти самообвинения свидетельствуют о высокой ответственности поэта перед настоящим и будущим его отечества и придает стихотворению особую пронзительность, горечь.
Выразительные, беспощадные эпитеты подбирает Лермонтов, чтобы убедительнее звучала тема стихотворения - характеристика современников ("постыдно равнодушны", "презренные рабы", "позорно малодушны").
Но многое из самообвинения никак нельзя отнести к автору стихотворения "Смерть Поэта", поплатившемуся ссылкой за свое свободомыслие.
Думается, что нельзя распространять горькие обвинения на таких современников Лермонтова, как Белинский и Герцен. Правда, очень мало было людей, не смирившихся после поражения декабристов ("отцов"). Опровергает самообвинения и та активная позиция, которую Лермонтов занял в стихотворении. Благодаря поэтическому дару, Михаил Юрьевич предоставил современникам возможность честно посмотреть на себя, оценить себя как людей, от которых зависит будущее, предупредил, что равнодушное поколение заслужит лишь презрение потомков.
Таким образом, если тема "Думы" - характеристика поколения 30-х годов 19 века, то идея - призыв к действию, и призыв этот дан негативно, через отрицание пассивности.
У Лермонтова много стихотворений - "двойников". Неоднократное обращение к определенной теме говорит о напряженном поиске ответов на сложные и важные вопросы. Тема "Думы" звучит уже в стихотворении "Монолог", написанном в 1829 году:
"Мы дети севера, как здешние растенья.
Цветем недолго, быстро увядаем…"
Продолжение темы "Думы" и более глубокое ее осмысление, несомненно, представлено в романе "Герой нашего времени".
Но вспомним, что герой ранних стихотворений - борец за свободу, человек великих страстей и исканий.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!